Главная

В городе Ростове-на-Дону прошёл

августовский педагогический форум-2017

Традиционный Августовский педагогический Форум проходит с 25 по 29 августа. В государственном музыкальном театре 25 августа состоялось пленарное заседание, на котором были определены стратегические задачи образования города на 2017-2018 учебный год.

28 августа на разных площадках прошли предметные секции учителей и работников дошкольного образования под руководством научных руководителей и методистов МКУ «Информационно-аналитический центр образования». В 19 предметных секциях приняли участие более 2500 тысяч педагогических работников. Секции педагогических работников проходили в двух дошкольных учреждениях (МДОУ №49,1), в 11 общеобразовательных учреждениях города (ОУ №80, 14, 57, 100, 35, 9, 77, 52, 87, 32, 81), в Донской государственной публичной библиотеке, физическом факультете ЮФУ, Ростовском областном музее изобразительных искусств, Ботаническом саду ЮФУ. Секционные формы проведения были разнообразны и вызывали профессиональный интерес к проблемам, которые будут реализованы в новом учебном году: онлайн-трансляция, открытая площадка, дискуссионная площадка, мастер-классы, круглые столы, презентации, проектные группы, ролевые игры.

В преддверии нового учебного года в рамках августовской конференции работников образования г. Ростова-на-Дону провела свою работу секция дошкольных образовательных учреждений.

Научно-практический диалог был направлен на обсуждение обеспечения доступной образовательной среды семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в системе дошкольного образования города Ростова-на-Дону.

Формат встречи в режиме онлайн-видеотрансляции позволил принять участие в работе секции широкому кругу педагогов, научных работников, представителей общественности, родителей, всего активно участвовали в работе секции более 500 человек, всех тех, кто заинтересован в развитии дошкольного образования города. Участники секции обсудили проблемы, связанные со стратегическими направлениями инновационной практики в ростовских детских садах. В ходе секции сделан анализ результатов внедрения инновационных проектов в широкую педагогическую практику. Определены перспективные направления педагогических инновационных исследований, отмечены проблемы и риски инновационной деятельности в дошкольных организациях города. Участникам секции был представлен продуктивный опыт реализации инновационных проектов в области: развития основ инженерного мышления и технического творчества детей; профилактики школьной дезадаптации, разработки моделей ранней комплексной помощи детям.   

Спикерами секции были приглашены эксперты в сфере инклюзивного образования и организации «доступной среды», в связи с тем, что на обсуждение выносились следующие темы:

         педагогическая наука и практика инклюзивного образования в фокусе реализации ФГОС ДО;

         новые ценности образования: проблемы интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ,

         модели формирования доступной образовательной среды.

Научным руководителем форума выступила М.Л. Скуратовская - профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедры коррекционной педагогики ЮФУ.

Руководство секцией осуществляла О.И. Рябышева, зам начальника Управления образования города Ростова-на-Дону, начальник отдела воспитательной работы и правовой защиты детства

В научно-практическом диалоге приняли участие: И.С. Володина - начальник отдела инклюзивного обучения ДГТУ, к.псих.н.; И.С. Клевцова - методист муниципального казенного учреждения города Ростова – на –Дону «Информационно-аналитический центр образования»; О.Н. Тропина - кандидат юрид. наук, доцент РостГМУ Минздрава России; О. Н. Шляхина - старший воспитатель МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад №177»; Е.Ю. Тищенко -педагог-психолог МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад №57»; О.Г. Болдинова - учитель-логопед МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад №138»; И.А. Некрылова - учитель-дефектолог МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад №254».

На секции учителей начальной школы обсуждалась тема «Развитие системы начального образования: проблемы, перспективы». Конструктивный диалог состоялся по следующим проблемам:

1. Использование результатов ВПР и ИКР для выявления продуктивного опыта работы и профессиональных дефицитов педагогов начальной школы. Содержательный анализ результатов мониторинговых исследований (ВПР и ИКР) для выявления эффективных педагогических практик. Использование результатов мониторинговых исследований для планирования методической работы в начальной школе.

2. Организация проектно-исследовательской деятельности как средство реализации системно-деятельностного подхода. Формирование профессиональной компетентности педагогов в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

3. Использование дистанционных образовательных технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями: с детьми с ОВЗ и одаренными детьми. Использование дистанционных технологий для оценки качества образования детей с особыми образовательными потребностями.

4. Обновление содержания духовно-нравственного воспитания младших школьников.

5. Новая модель аттестации педагогических кадров на основе применения оценочных материалов и минимизации профессиональных дефицитов у педагогов в рамках формирования национальной системы учительского роста.

Научным руководителем секции учителей начальной школы выступила Гусева Татьяна Константиновна, доцент кафедры начального образования Академии психологии и педагогики ЮФУ, к.п.н. Руководство секцией осуществляла Иванкова Елена Валерьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Лицей № 57», к.п.н. и методист МКУ ИАЦО Щетинина Елена Георгиевна.

    Заместители руководителей образовательных учреждений города под руководством заместителя начальника Управления образования Распеваловой Маргаритой Викторовной и начальником методического отдела МКУ ИАЦО Молчановой Мариной Романовной обсудили актуальные проблемы муниципальной образовательной системы по повышению эффективности и качества образования, представили эффективные модели профилактики школьной дезадаптации, представили стендовые доклады и модели индивидуальной траектории образования на основе реализации учебного плана.

   Учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений города в кинозале Донской государственной публичной библиотеке под руководством научного руководителя секции Андреевой О.С.. доцента кафедры факультета филологии и искусства Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидата филологических наук и методиста МКУ ИАЦО Бородиной Инной Васильевной обсудили проблемы внедрения инновационных технологий, способствующих качественной организации филологического образования обучающихся.

     Секции учителей английского, испанского, французского и немецкого языков прошли в форме мастер-классов под руководством методиста МКУ ИАЦО Грековой Вероники Александровны, методиста МКУ ИАЦО Харченко Е.В. и научного руководителя Муруговой Е.В., заведующей кафедрой «Мировые языки и культуры» ДГТУ, доктора филологических наук, профессора.

      Актуальные задачи муниципальной системы образования по повышению эффективности и качества математического образования были обсуждены на секции учителей математики под руководством методиста МКУ МАЦО Уваровского Александра Павловича, кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя РФ и Поркшеян В.М., декана факультета «Информатика и вычислительная техника» ДГТУ, кандидата физико-математических наук.

Секция учителей физики под руководством методиста МКУ ИАЦО Панченко М.Н. прошла на физическом факультете ЮФУ. Состоялся заинтересованный диалог о профессиональном стандарте педагога, об использовании инноваций в технологиях повышения качества профессионально-педагогической деятельности.

Учителя информатики под руководством методиста МКУ ИАЦО Савушкиной Татьяны Руслановны на секции обозначили стратегические ориентиры обеспечения и развития кадрового потенциала в школах города в условиях введения Профессионального стандарта педагога.

Актуальные вопросы обновления содержания и структуры предметной области «История» в условиях перехода на линейную структуру исторического образования под руководством методиста МКУ ИАЦО Письменной А.В. и Апрыщенко В.Ю., директора Института истории и международных отношений ЮФУ, доктора исторических наук, профессора.

Под руководством методиста МКУ ИАЦО Чернявской Е.А., Эртель А.Б.. доцент ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации», Тимофеевой З.М., кандидата педагогических наук, доцента кафедры физической географии, экологии и охраны природы ЮФУ    прошла секция учителей географии, на которой обсуждены проблемы профессионально значимых качеств современного учителя, вопросы качественной подготовки школьников к участию во Всероссийских олимпиадах по географии.

Под руководством научного руководителя Красновой О.Н, доцента кафедры теории и методики биологического образования Академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского ЮФУ, кандидата химических наук, Поповой Т.М., заместителя директора МКУ ИАЦО, методиста МКУ ИАЦО Неня Н.А. в Ботаническом саду прошла секция учителей биологии, на которой обсудили актуальные вопросы предметной области «Биология».  

Учителя химии общеобразовательных учреждений города под руководством Сажневой Т.В., доцента кафедры естественно-математических наук, методиста ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации», кандидата химических наук и методиста МКУ ИАЦО Черной Г.О. на августовской секции обсудили вопросы по проблеме: «Роль концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Химия» в повышении эффективности и качества образования, преподавание химии в условиях профилизации образования».

Преподаватели-организаторы ОБЖ под руководством методиста МКУ ИАЦО Смагина В.Н. на заседании секции обсудили актуальные вопросы преподавания ОБЖ в условиях реализации ФГОС, поделились опытом проектирования на уроках ОБЖ, подготовки школьников к олимпиадам по предмету. На секции обсуждался вопрос участия школьников в новом молодёжном военно-патриотическом движении «ЮНАРМИЯ».

   Учителя физического воспитания под руководством методиста МКУ ИАЦО Кудина Д.Н. на секции поделились опытом работы по следующим проблемам: реализация инноваций ФГОС по физической культуре на уроках и во внеурочной деятельности, формирование у учащихся устойчивого интереса, мотивации к сдаче норм ГТО, потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостному развитию физических и психических качеств. На секции разработан план подготовки школьников к чемпионату мира по футболу в Ростове-на-Дону, активизации школьных футбольных клубов.

Под руководством методиста МКУ ИАЦО Гребёнкиной М.А. и Надолинской Т.В., профессора кафедры филологии и искусства ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации», доктора педагогических наук прошла секция учителей предметной области «Искусство», которой обсудили роль концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Искусство» в повышении эффективности качества образования, поделились опытом работы по использованию регионального компонента в условиях реализации ФГОС.

   Секцию учителей технологии провели методист МКУ ИАЦО Ступакова Е.Р. и Шамшина Н.А., начальник отдела воспитательной работы    ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации». На секции прошёл заинтересованный разговор об актуальных проблемах предметной области «Технология», применении online-тестирования как средства контроля качества обучения по технологии при подготовке к итоговому контролю знаний и о межпредметной интеграции в творческих проектах и её роли в повышении познавательного интереса обучающихся на уроках технологии.

   В конференцзале Донской государственной публичной библиотеки прошла секция школьных библиотекарей по проблеме: «Развитие информационно-образовательной среды школы через современный комплекс библиотечно-информационных ресурсов». В работе секции принимали участие социальные партнёры школьных библиотек: сотрудники областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной, издательства «Просвещение», издательства «Легион», Центральной городской детской библиотеки имени В.И. Ленина, Донской государственной публичной библиотеки, представители регионального отделения союза писателей России. Руководители секции Небоженко М.М., методист ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и методист МКУ ИАЦО Кононова Л.В. организовали открытую площадку по обобщению лучших практик работы заведующих школьных библиотек. Участники секции познакомились с Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, Дорожной картой реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, Резолюцией второго межрегионального форума «Школьные библиотеки нового поколения», презентацией материалов юбилейного X Всероссийского Форума школьных библиотекарей в Михайловском «Профессиональная компетентность школьного библиотекаря – важнейший фактор экологии культуры и образования». Секция приняла Резолюцию, в которой отражены приоритетные направления работы школьных библиотек в 2017-2018 учебном году: участие библиотекарей в инновационных преобразованиях образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, создание конкурсных материалов о реализации мероприятий Концепции школьных библиотечных центров, участие в региональных и всероссийских проектах по привитию любви к чтению.   На секциях учителей-предметников лучшим работникам образования были вручены благодарственные письма Управления образования за значительный вклад в образование города.